“Было дано решение об аресте Наджмаддина Садыкова”

-

Стали известны некоторые детали отложенной на сутки провальной операции “Челидаг” в ходе Первой Карабахской войны, которую планировалось провести в направлении Агджабеди в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года.

Как отмечает “Qafqazinfo”, бывший старший следователь по особым делам Республиканской военной прокуратуры Кямал Алиев направил в “Kriminalqafqaz" справку о расследовании уголовного дела. В документе Алиев отметил, что операция была отложена на сутки по приказу тогдашнего начальника штаба Вооруженных сил Наджмаддина Садыкова. В результате 82 азербайджанских военнослужащих оказались в ловушке, были убиты, а некоторые пропали без вести:

 “В результате задержки операции на один день, наши военнослужащие оказались заперты армянами в так называемом “Огневом мешке”, неоднократно использовавшемся против советских войск в Афганистане, в результате чего погибло 82 военнослужащих. Наджмаддин Садыков, заместитель министра обороны Эльбрус Оруджев, начальник оперативного отдела министерства Васяк Александр Петрович и другие написали рапорты и составили соответствующие пояснения по результатам операции. Согласно рапорту, причиной трагического исхода операции “Челидаг” стало умышленное невыполнение тогдашним командиром N-ской воинской части подполковником Талыбом Мамедовым участия личного состава и обеспечения техники для проведения операции”.

Кямал Алиев на основании этих материалов, представленных в соответствии с протоколом, принял решение о задержании Т. Мамедова. Он был обвинен в государственной измене и арестован на основании санкций Военного прокурора Республики Низами Тахмазова.

На фото: Наджмаддин Садыков, Горадиз, 1994 г.


Кямал Алиев сказал, что в ходе следствия выяснилось, что Наджмаддин Садыков составил ложный рапорт. В 1994 году следователь предъявил обвинения Наджмаддину Садыкову, Эльбрусу Оруджеву, Васяку Александру Петровичу и другим в государственной измене и превышении должностных полномочий (ст. 274 и 341 УК АР):

“В результате расследования было установлено, что причинами поражения операции “Челидаг” стали перенос операции Наджмаддином Садыковым на сутки и, как следствие, он заблаговременно дал противнику полную и подробную информацию об операции".

Следствие убедилось, что операция была преднамеренно скоординирована с противником Садыковым и другими.

В феврале 1994 года на него неоднократно докладывали руководству Военной прокуратуры. Военная прокуратура потребовала ускорить рассмотрение уголовного дела и направить его в суд. Еще тогда я поспорил с Низами Тахмазовым и сказал, что не могу принять незаконное решение. Несмотря на жесткое давление, я не прекратил уголовное преследование касательно Талыба Мамедова и освободил его.

В то же время я составил протоколы о задержании начальника Генштаба Наджмаддина Садыкова и других в качестве подозреваемых и принял решение о привлечении их в качестве подсудимых к уголовной ответственности”.

Однако решение следователя вызвало недовольство у Генеральной прокуратуры и Военной прокуратуры. Камала Алиева обвинили в предвзятом отношении к Наджмаддину Садыкову:

“После этого случая военный прокурор Низами Тахмазов принял решение о моем увольнении. Меня арестовали по обвинению в злоупотреблении служебным положением. 

В здании Генеральной прокуратуры было проведено совещание с участием прокуроров, должностных лиц МВД и КГБ, и с 23:00 до 9:30 со мной проводили допрос. На собрании было решено арестовать меня в назидание другим из-за о самовольного составления протокола об аресте начальника штаба Вооруженных Сил и привлечь к ответственности. 

На следующий день о проблеме доложили руководству страны. По распоряжению Президента руководство забрало дело у меня и передало другому следователю. Хотя, новый следователь, взявший на себя дело и послал обвинительное заключение в суд, однако Верховный суд оправдал Талыба Мамедова. Он был признан невиновным в убийстве 82 военнослужащих в ходе операции “Челидаг”. Решение о моём увольнение и аресте было аннулировано. О судьбе последующих моих решений о привлечении к ответственности Наджмаддина Садыкова мне не известно”.

На фото: тогдашний генеральный прокурор Али Омаров и военный прокурор республики Низами Тахмазов

После этого следователю Кямалу Алиеву было поручено расследовать уголовное дело бывшего министра обороны Рагима Газыева, арестованного по обвинению в оккупации города Шуша и госизмене.

Хотя следователю К.Алиеву не удалось арестовать Наджмаддина Садыкова, после тех событий Садыков был лишен возможности вмешиваться в оперативную, разведывательную деятельность и деятельность спецназа Министерства обороны, а также получать информацию от этих структур.

Следует отметить, что после оправдания Талыб Мамедов возобновил работу в Министерстве обороны. Он был назначен начальником Главного разведывательного управления министерства и получил звание генерал-лейтенанта. Он сыграл важную роль в формировании воинской части Спецназа. Был военным атташе Азербайджана в Пакистане.

После военной прокуратуры Кямал Алиев работал судьей в Бакинском и Татарском военных судах. В настоящее время он работает юристом.