Интервью Qafqazinfo c ведущим, шоуменом и общественным активистом Кямраном Размоваром:
- У вас действительно интересная карьера. Могли ли вы подумать лет 10 назад, что когда-то будете вести активные дискуссии с армянами и многим из них открывать глаза на правду?
- Ну, моя карьера не особо оригинальна. С молодости нравилось все, связанное с искусством – рисовать, писать стихи, актерская игра. Попал в школу при Театре юного зрителя, приняли меня актером. После перешел в Русский Драматический Театр, и 5 лет проработал там, а до этого 2 года в ТЮЗе. А параллельно с этим я стал ведущим мероприятий и добился больших успехов. Тогда и не предполагал, что буду разговаривать с армянами, и это станет делом всей жизни.
- Как это произошло?
- Началась Вторая Карабахская Война и хотелось как-то поучаствовать во всей этой адской несправедливости, которую я видел с детства. Это 20 января, это 1988-й год в Сумгайыте, опять-таки же армянские провокации. Это и Первая Карабахская, где мой дядя участвовал. Всегда хотелось внести свою лепту в это священную для каждого азербайджанца борьбу. Я думал, что у меня получится, а это оказалось моим призванием. Да и плюс одна журналистка меня подставила, опубликовав мой комментарий, где я одной армянке в 2018 году сделал комплимент, что она хорошая художница. Дату, конечно, убрали и во время войны в 2020 году, опубликовали и обвинили что я сделал комплимент армянке.
- Поступают ли в ваш адрес угрозы от армян?
- За три года угрозы в мой адрес поступали, наверное, десятки тысяч раз. Вплоть до того, что за мою голову назначали сумму до 100 тысяч долларов. Армянская диаспора предлагала такую сумму, если кому-то удастся устранить меня в любой стране мира.
- Как представляете свою будущую деятельность?
- Честно говоря, так далеко не смотрю. Веду банкеты, веду дебаты с армянами – это и есть дело всей моей жизни. Наверное, дальше я пойду все-таки в сферу общения с армянами. Потому что я именно тот человек, которого они слушают и слышат, и хотят слышать. Наверное, я единственный азербайджанец, который за несколько лет поговорил с тысячами армян. Подчеркну - не с сотнями, а с тысячами.
- Вы регулярно проводите дискуссии с армянами в социальных сетях и различных платформах. Как вы считаете, удается ли вам что-то поменять в их видении ситуации по поводу будущего между Азербайджаном и Арменией?
- Вы знаете, раньше я с ними дискуссировал, а сейчас я требую. Раньше я говорил с ними мягко, но сейчас отмечаю им, что если вы хотите со мной говорить, то вы должны принимать мои правила. И им это нравится. Они вообще любят, когда сними жестко общаешься. Они не любят, когда с ними нежно сюсюкаешься, они привыкли чтобы ими правили. Они исторически были под персами, под греками, под тюрками, под русскими, под нами, всю жизнь были под кем-то. И когда ставишь их над собой, или с собой на одну ступень, то они обязательно сядут тебе на голову. Поэтому их надо сразу ставить ниже.
- Какую цель вы преследуете, общаясь с армянами?
- Однозначно, это не хайп. Это борьба за справедливость. И армяне сами хотят со мной общаться. А если они этого хотят, значит это мой дар. Кто-то играет на пианино, кто-то поет и танцует, а я – говорю с армянами. Моя цель – чтобы они сами постучали в нашу дверь и сказали: «Можно к вам?».
- Вы часто говорите с карабахскими армянами. Как вы считаете они захотят интегрироваться в азербайджанское общество?
- У меня были разговоры и с карабахскими армянами, и с ереванскими и с какими хотите. Со всеми их видами и подвидами я общался. Процентов 10 карабахских армян хотят остаться и жить в Карабахе. Остальные хотят свалить куда-нибудь подальше, но при этом уйти желательно с компенсацией. 90 процентов хотят денег за свое имущество, 10 процентов готовы остаться и жить с нами.
Как вы считаете, мир между Азербайджаном и Арменией возможен и при каких условиях?
- Мир между Азербайджаном и Арменией возможен в двух случаях. Первое – когда у нас появится один общий враг. Это действительно нас объединит. Пока этим не пахнет. Поэтому, единственное что нас может объединить – долгий промежуток времени и «железный кулак». Ну и бизнес, они любят деньги. Если ты будешь их кормить, они будут на тебя работать, но ножа в спину никто не отменял.
- Иногда при общении с армянами вы переходите на армянский язык. На сколько хороши ваши знания армянского языка?
- Я знаю чисто стандартные слова – привет, пока, здравствуйте, как дела. Буквально 30-40 слов. В начале своей деятельности я стал это изучать, углубляться в эту тему, изучать их историю, историю их переселения, картографию. Ну и историю армянских сказок, она бездонна. Это – Марианская впадина. Я знаю именно столько слов, сколько мне необходимо для обычного общения с армянами – «привет», «пока» ну и «Карабах – это Азербайджан».
Тамерлан Конеев