В Израиле продолжаются общенациональные протесты на фоне кризиса вокруг продвигаемой правительством судебной реформы, десятки тысяч протестующих в 34-й раз вышли на антиправительственный митинг в Тель-Авиве.
В эту субботу организаторы протестов по традиции анонсировали проведение акций в 150 локациях по всему Израилю, включая крупные города. По оценкам израильской компании Crowd Solutions, изучающей поведение толпы на массовых мероприятиях, на главной акции протеста на улице Каплан в Тель-Авиве собралось порядка 100 тысяч человек. Самые массовые демонстрации против судебной реформы в Тель-Авиве собирали ранее до 200 тысяч протестующих.
В ходе последнего митинга в Тель-Авиве организаторы протеста возложили вину на правительство Биньямина Нетаньяху за рост количества непредотвращенных терактов против израильтян и за резкое увеличение преступности и убийств в арабском секторе Израиля. Парламент страны (кнессет) в настоящее время на каникулах, поэтому тема нового судебного законодательства отошла на второй план. В адрес правительства прозвучала также критика по поводу его экономической политики и стремительного роста стоимости жизни в стране.
Главным спикером на акции протеста выступил мэр арабского города Тиры Мамун Абед аль-Хай, которого пригласили в свете недавнего убийства генерального директора муниципалитета этого города Абеда аль-Рахмана Кашуа.
«На наших улицах течет кровь, и что делает правительство? Происходит разобщение полиции и урезание бюджетов на образование. Я работаю мэром 15 лет, и арабское сообщество страдает от дискриминации и бедности не первый год, но нынешнее правительство является худшим за все время», — заявил мэр перед толпой демонстрантов.
В этом году зафиксирован очень высокий уровень преступности в арабском секторе Израиля. По подсчетам газеты Haaretz, с начала года в арабском сообществе было убито 159 человек по сравнению со 111 убийствами, зафиксированными за весь 2022 год.
Район проведения протестной акции в Тель-Авиве, где расположен комплекс правительственных зданий, был полностью блокирован для движения. Улица Каплан и близлежащие дороги и перекрестки были заполнены протестующими. На месте дежурила полиция и медики. Протестующие выкрикивали антиправительственные лозунги и размахивали национальными флагами, а организаторы протестных акций пообещали продолжать борьбу, цель которой, по их словам, сохранить Израиль как свободное и демократическое государство.
Массовые протесты в Израиле против судебной реформы, которые не утихают с начала года, вспыхнули с новой силой после одобрения парламентом одного из самых значимых и неоднозначных законопроектов в рамках реформы судебной системы — об отмене «стандарта разумности». Принятый в июле закон лишает суды, в том числе Верховный суд, возможности оспаривать решения исполнительной власти, признанные «выходящими за рамки разумного». Сторонники проведения реформы заявляют о том, что отмена «стандарта разумности» является необходимым шагом для того, чтобы демократически избранное правительство могло проводить политику в интересах большинства граждан страны. Противники закона утверждают, что он затруднит вмешательство Верховного суда в ситуации, когда выборные должностные лица принимают произвольные, радикальные или коррупционные решения.
Парламент Израиля (кнессет) 30 июля ушел на каникулы перед осенней сессией, которая начнется в октябре, а в сентябре Верховный суд будет рассматривать петиции, поданные против принятого закона.
Каковы шансы протестующей части общества, что им удастся добиться отмены действия принятого закона? Как это осуществимо технически? Есть ли признаки того, что после принятия закона, протестная активность постепенно начинает снижаться? То есть, примерно половина населения через какое-то время будет уже готова смириться с новой реальностью, или скорее предстоят еще более ожесточенные баталии?
На эти вопросы Qafqazinfo ответили известные израильские эксперты.
Аналитик Михаил Гуревич считает необходимым признать, что сейчас речь, конечно, идет уже не только о судебной реформе.
«За минувшие почти 8 месяцев протест мигрировал от узкой позиции по конкретной проблеме к более глобальным вопросам. Надо понимать, что нынешний протест не носит какой-то узкопартийный характер. Юридической реформой и особенно формой ее принятия недовольны многие из традиционных избирателей нынешней коалиции, о чем свидетельствуют все опросы. Оппозиционные партии лишь пытаются уловить волны протеста и каким-то образом получить свои дивиденды от него», - говорит эксперт.
Что касается отмены закона, во-первых, юридическая реформа включает в себя значительно больше изменений и то, что правительство решило притормозить с принятием новых законов - уже победа протестующих, считает он. «Технически победа может быть либо путем развала коалиции и новых выборов (это пока маловероятно , потому что в Израиле коалиции разваливаются, когда кто-то из ее составляющих видит шансы получить больше на новых выборах, а сейчас все партии коалиции по опросам получают меньше или столько же), или путем решения суда.
12 сентября будет заседание высшего суда справедливости БАГАЦ, который впервые в истории будет рассматривать апелляции по закону в полном составе из 15 судей. Не удивлюсь, если он пойдет на компромисс и предложит отложить начало действия законов до приведения к присяге нового состава правительства. То есть после новых выборов», - отметил Гуревич.
Что касается снижения протестной активности, она наблюдается сейчас, говорит он. «Жаркая погода и сезон отпусков. С началом нового политического сезона есть все основания полагать, что она увеличится. Кроме того, протест явно выявил множество накопившихся противоречий внутри израильского общества. Это в первую очередь касается взаимоотношений светского и религиозного населения по широкому спектру вопросов.
В итоге и на многие другие законы, которые напрямую не относятся к реформе, начинают смотреть под этим углом зрения. Например, на вопрос о призыве или, точнее, отказа от призыва со стороны ортодоксов», - рассказывает аналитик.
По его мнению, спокойно в Израиле никогда не будет. «У нас традиционно бурная политическая жизнь. Многие забыли, но за последние 3 года мы 5 раз ходили на выборы и многие уже жаждут пойти в шестой.
Ну и отдельно отмечу вопрос волны насилия в арабском секторе. Это очень болезненная тема и ответственность нынешнего министра по делам внутренней безопасности Бен-Гвира многими, как и мной, считается существенной. Этот человек сам в прошлом неоднократно задерживался полицией, он если не экстремист, то точно радикальных взглядов. На посту министра он позволяет себе откровенно расистские заявления и не то, что не борется с преступностью, а использует трагедии людей для политических заявлений. Или скорее для провокаций, а не заявлений.
В общем, главное, что все ждут 12 сентября. Это может стать конституционным кризисом. Когда всем, включая армию и службы безопасности, возможно, придется сделать выбор между судом и кнессетом. Ситуация невероятная. Но все-таки надеемся, что суд возьмет роль взрослого и сформулирует позицию так, чтоб у всех осталась опция слезть с дерева…», - говорит Гуревич.
Исследователь, журналист Михаэль Бородкин также отмечает в свою очередь, что «главный расчет противников судебный реформы — это предстоящее в сентябре беспрецедентное заседание Высшего суда справедливости по поводу этого самого закона про отмену принципа «неприемлемости», «здравого смысла», «стандарта разумности» - вариантов перевода очень много, выбирайте по вкусу.
Заседание будет беспрецедентным, так как впервые в истории страны соберутся 15 судей. Обычно суд рассматривает дела меньшим составом. Противники реформы надеются, что суд, изучив закон об ограничении своих полномочий, признает его незаконным. Эта на первый взгляд абсурдная ситуация возможна в силу отсутствия четких законов о полномочиях судов».
Если суд действительно отменит закон, принятый парламентом, то начнется самое интересное, если можно так выразиться, говорит исследователь. «Сторонники реформы рассчитывают, что в такой ситуации правительство не подчинится решению суда. Противники же надеются, что все государственные структуры, от полиции и армии до пожарной службы и чиновников на местах, объявят, что уважают решение суда. Тогда разразится такой кризис, какого в истории страны еще не было, и правительство просто не сможет выполнять свои обязанности и уйдет в отставку, назначив новые выборы.
Я не берусь предсказать с уверенностью, как поступит премьер в такой ситуации, хотя лично мне кажется, что он все же подчинится суду. Тогда, возможно, в правящей коалиции произойдет небольшой кризис, но Нетаньяху к этому не привыкать, и он найдет выход.
Но есть также вероятность, что суд признает законопроект легальным, и тогда, видимо, в стане противников реформы произойдет раскол, последует снижение численности демонстрантов при одновременной их радикализации, так как умеренные противники правительства, утверждающие, что защищают суд от поползновений политиков, вряд ли будут продолжать ходить на митинги, если суд скажет, что его не от чего защищать. Демонстрации продолжат проводить только непримиримые противники действующего правительства, утратившие надежду победить его на выборах», - прогнозирует Бородкин.
Еще одно развитие событий, на которое надеются противники реформы, это суд над Нетаньяху, отмечает он. «Они надеются, что прокуратура и судьи потребуют от него уйти в отставку из-за конфликта интересов. До сих пор этого не произошло, так как закон позволяет ему оставаться на посту вплоть до вынесения обвинительного вердикта (если такой будет). Но кризис в отношениях между законодательной и судебной властью довольно острый, так что всякое может случиться», - заключил журналист.
Али Мамедов