В Армении не могут завершить один из самых масштабных проектов в истории страны – автомагистраль «Север-Юг». Эта дорога (частично новая, частично – расширение действующих) сократит расстояние от иранской до грузинской границы с 550 до 490 км и упростит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана.
Старт строительства автодороги «Север–Юг» в Армении был дан в 2009 году, когда было подписано первое кредитное соглашение с Азиатским банком развития, однако спустя 13 лет, 1 июня 2022 года, министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что к этому времени построено всего 5-6% дороги.
Ранее, летом 2018 года министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашот Акопян заявил, что страна испытывает недостаток финансов для продолжения строительства трассы «Север-Юг».
По его словам, не найдены средства на самый длинный (304 километра) участок дороги Арташат — Каджаран. В целом же на строительство израсходовано 222 миллиона долларов.
Уже завершается 2023 год, но в Армении все еще нет окончательного понимания относительно сроков и средств, которые будут потрачены на автомагистраль «Север-Юг». По приблизительным подсчетам, трасса от границы Ирана до границы Грузии будет завершена к 2030 году, и то при условии, что строительные работы по всем пяти траншам (на столько поделена дорога - ред.) будут завершены в срок.
Еще летом текущего года в Армении должны были начаться работы на участке Каджаран-Агарак, однако они не уложились в срок. Трасса, общей протяженностью в 32 км, начинается от укрупненной общины Агарак, пролегает через село Варданидзор и ведет к выходу из тоннеля Каджаран. Для фур планируется выделить отдельную полосу, что облегчит перевозку грузов. Участок Каджаран-Агарак будет построен в течение пяти лет (из них два года - срок гарантии качества).
Кроме того, завершено проектирование самого сложного участка «Север-Юг» - шестидесятикилометровой трассы от иранской границы до Каджарана, включая Сисиан, и тоннель Багрушат (8,6 км). Ведомство направило заявки на финансирование в Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития и считает, что весь путь можно построить за шесть лет. Таким образом, в Армении рассчитывают, что новая современная трасса будет готова только к 2030 году.
В связи с этим будет интересно привести выводы экспертов армянского исследовательского фонда «Луйс», опубликованные в начале сентября текущего года.
Согласно информации фонда, после 2018 года в Армении не было предпринято никаких существенных шагов по преодолению транспортной блокады страны. Авторы исследования считают, что разблокировка коммуникаций с Азербайджаном несет угрозы для Армении.
«Поэтому даже сегодня единственным разумным решением для Армении по преодолению транспортной изоляции в регионе остается активное участие в международном транспортном коридоре «Север-Юг», перенаправив на территорию республики хотя бы автомобильную составляющую западной ветки этого международного мегапроекта. Однако для достижения этой цели необходимо ускорить процесс приведения транспортной инфраструктуры РА в соответствие с требованиями МТМ. В первую очередь, речь идет о строительстве автодороги «Север-Юг». Пока сохраняются преимущества членства Армении в ЕАЭС и развития отношений с Европейским Союзом, более реалистично найти иностранных инвесторов для реализации этих проектов», - отмечается в исследовании.
По мнению автором, проект строительства автодороги «Север-Юг» невозможно реализовать в короткие сроки только за счет средств государственного бюджета Армении, поэтому для его реализации необходимо привлечь соответствующие иностранные инвестиции.
«Китай может стать одним из важных источников финансирования проекта «Север-Юг» в Армении. По прогнозам Международного Валютного Фонда, Китай намерен в ближайшие годы инвестировать 35 миллиардов долларов в страны Южного Кавказа и Центральной Азии. Китайские компании уже имеют опыт участия в строительстве некоторых частей проекта, но необходимо увеличить их участие. Для этого Армении следует попытаться активизировать свое участие в проекте «Пояс и путь», инициированном Китаем. Лучшим способом исправить ситуацию может быть активное и высокое участие Армении в очередном саммите в рамках проекта «Пояс и путь», запланированном на осень.
В целом транспортная изоляция Армении в регионе является одним из главных вызовов для экономики и безопасности страны, против которого арсенал средств у Армении не очень богат. Во избежание окончательной изоляции необходимо ускоренными темпами провести работы по строительству дороги «Север-Юг», сделав ее скорейшую реализацию одной из важнейших задач национальной повестки дня», - говорится в исследования фонда «Луйс».
Как видим, армянские эксперты для реализации автомагистрали «Север-Юг» очень надеются на китайские инвестиции. Однако на втором международном форуме «Пояс и путь» в 2019 году Армения была представлена всего лишь министром экологии и несколькими должностными лицами
Согласно статистике, инвестиции Китая в Армению составляют около 50 млн. долларов, а инвестиции Армении в Китай - 15 млн. долларов. Не густо с точки зрения экономического сотрудничества. И как в таких условиях Армении может рассчитывать на китайские инвестиции?
Тем более того, что соседний Азербайджан является участником проекта «Экономический пояс Шелкового пути», а железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, сданная в эксплуатацию 30 октября 2017 года, обеспечивая соединение Трансъевропейской и Трансазиатской железнодорожной сетей - факт реального восстановления древнего Шелкового пути на стальных магистралях.
Азербайджан также играет активную роль в создании транспортного коридора «Север-Юг», не говоря уже о «Среднем коридоре». Наша страна превратилась в важный транспортно-логистический хаб на пересечении обоих трансконтинентальных коридоров, в самом центре евразийской географии. Экспертам фонда «Луйс» в самый раз задуматься над вопросом куда же Китай с выгодой для себя может направить инвестиции – в Азербайджан или Армению?
Диана Шадлинская