Турция-ЕС: истинная цель попытки сближения

-

Главный дипломат Турции на днях подтвердил решимость своей страны присоединиться к Европейскому Союзу и призвал блок из 27 членов предпринять смелые шаги для продвижения своей заявки, сообщает Associated Press.

Министр иностранных дел Хакан Фидан сделал эти комментарии на пресс-конференции с высшим должностным лицом ЕС, отвечающим за расширение, комиссаром ЕС по вопросам соседства и расширения Оливером Вархейи. Их встреча в Анкаре произошла на фоне попыток Турции вернуть в нормальное русло свои натянутые отношения с ЕС.

«Европейский Союз не может быть по-настоящему глобальным игроком без Турции, — сказал Фидан. - Очень важно, чтобы путь к членству Турции в ЕС был расчищен, а перспективы членства оживились».

«Мы ожидаем, что страны-члены проявят решимость, необходимую для развития наших отношений, и что они смогут действовать более смело», — добавил он.

Турция, расположенная между Европой и Азией, стала кандидатом на вступление в ЕС в 1999 году и начала переговоры о членстве в 2005 году.

Однако переговоры зашли в тупик в 2018 году, как считается, «из-за отката Турции от демократии и эрозии верховенства закона при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане, а также ее споров с членом ЕС Кипром». Многие внутри ЕС также возражают против перспективы принятия в группу этой густонаселенной, преимущественно мусульманской страны.

Усилия Турции по возобновлению сотрудничества с Европейским Союзом происходят в то время, когда ее экономика находится в глубоком кризисе. Турецкая лира упала по отношению к доллару и другим валютам, а высокая инфляция заставила домохозяйства с трудом позволить себе основные товары.

Оливер Вархейи, комиссар ЕС по вопросам соседства и расширения, призвал Турцию провести демократические реформы.

«Переговоры о вступлении зашли в тупик. И для того, чтобы это было ремобилизовано, существуют очень четкие критерии, установленные Европейским Советом, которые необходимо учитывать. Эти критерии связаны с демократией и верховенством закона», — сказал он.

«Надежная дорожная карта, продвигающая вперед эти реформы…, безусловно, может спровоцировать новую дискуссию среди лидеров (ЕС), которые именно смогут изменить нынешний статус-кво», — сказал он.

Фидан же заявил, что в знак некоторого движения в отношениях чиновники Турции и ЕС начнут переговоры о возможном обновлении таможенного союза между Турцией и ЕС, который вступил в силу в 1995 году.

Стороны также договорились о необходимости начать переговоры по смягчению визовых ограничений, введенных для турецких бизнесменов и студентов, направляющихся в страны ЕС.

Итак, вновь и в который раз новое правительство Турции инициирует обсуждение темы членства своей страны в ЕС. Интересно, почему? Ведь где-то в середине десятых годов эта тема уже отходила на второй план, и руководство Турции к ней практически не обращалось. Что же изменилось теперь? Почему глава МИД Фидан опять акцентирует внимание на этом? Есть ли реально такая цель у руководства Турции сейчас?

Эти моменты согласился прокомментировать Qafqazinfo турецкий политолог, ведущий эксперт экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва» Энгин Озер.

По его словам, ответ на вопрос, почему Турция нуждается в Евросоюзе, очень прост. «Потому что сейчас в Турции очень глубокий экономический и политический кризис. Под политическим я имею в виду отношения с соседями. Фактически ни одна из таких стран не доверяет действующему руководству Турции, кроме Азербайджана. А турецкая экономика нуждается в увеличении объемов торговли, в инвестициях со стороны Европы. Турции нужно продавать свои товары на новых рынках – кроме ЕС, в этом никто ей помочь не может. Это, во-первых», - отметил политолог.

Во-вторых, Евросоюз – это стабильность, говорит он. «Если Турция сблизится с Евросоюзом, это станет залогом финансовой стабильности, и международные институты поддержат турецкую экономику. Это означает наличные деньги для турецкой экономики. Вот поэтому Эрдоган сейчас вновь повернул в сторону Европы.

А когда начался кризис? Где-то в 2015-м, когда Евросоюз отказался профинансировать сирийских беженцев, которые сбежали в Турцию. После этого Анкара стала игнорировать случаи пересечения беженцами границ с ЕС. И береговая охрана пропустила ряд лодок с беженцами в Грецию. Вот тогда фактически началось охлаждение между ЕС и Турцией. А когда Турция стала сотрудничать с Россией, после чего была попытка переворота, изменилась ее внешняя политика, началась заморозка отношений с ЕС. На сей день турецкая экономика зашла в тупик. Поэтому нет другого варианта для Турции, кроме Евросоюза.

Станет ли Турция полноценным членом ЕС? Нет, потому что нет тут соответствия между желанием и действительностью.

В 2014 году Турция была очень близка к введению безвизового режима с ЕС. Фактически оставалось выполнить 2 или 3 пункта из списка условий, прописанных Брюсселем, чтобы снять эту проблему. На тот момент глава МИД Ахмет Давутоглу сумел достичь прекрасного уровня взаимоотношений с ЕС, и в принципе уже не было никаких проблем. Но за сирийским кризисом последовал разворот руководства Турции в сторону Востока, хотя каких-то особых предпосылок для этого не было», - рассказал Озер.

По его мнению, господин Фидан прекрасно понимает, что Турция нуждается в инвестициях и поэтому он показывает финансовым центрам, что Анкара как будто готова сотрудничать с западным миром, и особенно с ЕС. «После этого может быть удастся более быстро и легко получить какие-то кредиты. Но это иллюзия – попытка показать европейцам, что мы часть Запада, что мы возвращаемся, у нас нет никаких тайных планов с Россией, и т.д.

Даже если бы у руководства Турции была реальная цель вступить в ЕС, все равно нужно было бы пройти через некоторые очень серьезные решения. В первую очередь, это проблемы Кипра. Во-вторых, у нас очень много проблем с ЕС на Средиземном море, там большие разногласия по границам исключительных экономических зон. Есть ряд реформ, через которые, по мнению Брюсселя, должна пройти Турция – по поводу демократии, по поводу юридической системы, и т.д. Я не думаю, что Эрдоган готов принять такие серьезные решения, но он просто пытается добиться улучшения отношений, и за счет этого привести в Турцию больше инвестиций. Тем временем, звучат версии, что в следующем году Турцию ожидает инфляция в 60%. Доллар стоит уже 27 лир. Поэтому нереально войти в ЕС. И уже не стоит даже тема введения безвизового режима для граждан Турции, нередко доходит до того, что страны Европы даже отказывают нам в визах. Это тоже надо решать», - заключил турецкий эксперт.

Али Мамедов