Дмитрий Голубовский: Реализация такого проекта станет залогом долгого мира на Южном Кавказе

-
Прочитано: 122

Интервью Qafqazinfo с российским экономистом Дмитрием Голубовским:

-  За 30 лет Армения из-за своих неоправданных надежд упустила ряд экономически выгодных проектов, которые ей предлагал Азербайджан. На ваш взгляд, как открытие Зангезурского коридора повлияет на экономику Армении и в целом экономику Южного Кавказа?

- Этот проект выгоден всем участвующим сторонам, особенно в свете того, что торговля России с Турцией интенсивно растет. И Армения могла бы извлечь большую выгоду из своего географического положения. В плане мирного урегулирования 2020-го года Армения взяла на себя обязательства обеспечить транзит по Зангезурскому коридору под российским контролем, но до сих пор этот проект буксует. Насколько я могу судить — по политическим мотивам, связанным, в том числе, с продолжающимся охлаждением российско-армянских отношений. Отношения имеют тенденцию к охлаждению на протяжении всего времени правления Никола Пашиняна.

- Насколько сильно сейчас экономика Армении завязана на России?

- Я бы сказал тотально. 40 — 45% экспорта Армении приходится на российский рынок, причем перенаправить этот экспорт куда-то на другие рынки для Армении выльется в значительные издержки. Значительную выгоду страна извлекает от реэкспорта в Россию, потребность в котором возникла после разрушения российско-европейских экономических связей.

Вся газораспределительная инфраструктура Армении принадлежит дочерней компании «Газпрома». Газпром же устанавливает относительно низкую цену газа в $165 за тыс. кубометров. Россия является практически монопольным поставщиком зерна и нефтепродуктов в Армению.

Армянская банковская система во многом живет за счет транзитных финансовых операций между Россией и третьими странами. Значительный приток валюты в Армению обеспечивает армянская диаспора России.

- Как в целом новый газовый хаб между Россией, Азербайджаном и Турцией повлияет на экономику трех стран?

- Для России и Азербайджана — это расширение возможностей сбыта, для Турции — обеспечение своих потребностей стабильными поставками по комфортным ценам и возможность осуществлять транзит газа дальше в Южную Европу. От этого выигрывают все.

- Что вы можете сказать об эффективность транспортного коридора «Север-Юг»?

- Коридор успешно работает, и наращивает пропускную способность, в основном сейчас — через страны Средней Азии. На этот проект иногда смотрят как на политический: изначально это был трехсторонний проект России, Индии и Ирана, за которым пытались разглядеть попытку создания противовеса росту китайского влияния в Евразии. Но в основе проекта, на самом деле, лежит очень простая экономическая логика: при развитии этого транзитного коридора стоимость транспортировки контейнера из Индии или стран Персидского залива до стран Северной Европы окажется вдвое дешевле, чем через Суэцкий канал.

Ждем, что Азербайджан станет активно участвовать в этом проекте. Для этого нужно решить вопрос о налаживании сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря между Россией и Ираном транзитом через Азербайджан. Насколько я знаю, все организационные решения на этот счет уже приняты, и сообщение будет налажено.

 

Это будет выгодно всем. В особенности — Азербайджану, потому что ваша страна становится логистическим хабом, связывающий все стороны света. Север (Россию), Юг (Иран, Персидский Залив), Запад (Турцию) и восток (Индию). Думаю, что реализация такого проекта станет залогом долгого мира на Южном Кавказе.

Тамерлан Рамизоглы