Кямран Гасанов: Вывод российских миротворцев – это вопрос времени

-

Интервью Qafqazinfo со старшим преподавателем кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов, экспертом Российского совета по международным делам Кямраном Гасановым:

- Недавно французская правозащитная организация «Союз координации ассоциаций за свободу совести» опубликовала заявление о начале кампании по выявлению фактов массового нарушения прав жителей армянского происхождения незаконным режимом, существовавшим в Карабахе на протяжении 30 лет. На сколько на ваш взгляд важно, что в абсолютно проармянской Франции существуют организации, которые поддерживают правду?

- Для Франции, конечно, это дорогое удовольствие и редкость как-то критиковать правительство Армении и вообще любые другие политические структуры, связанные с армянами, потому что во Франции очень сильное армянское лобби. Мы помним многочисленные визиты французских политиков и в Армению, и в Карабах, и к границам Карабаха. Поэтому какая-то критичная позиция, действительно, является редкостью. Но отмечу, что она общий тренд не меняет. Официально Париж отдает свои симпатии все-таки не Баку, а Еревану.

- Как дальше будут складываться отношения Москвы и Еревана? Отвернулся ли Ереван в полностью прозападную позицию?

- Отношения Армении и России встали на определённый трек еще со времен избрания Пашиняна, который в принципе не скрывал, что он ориентируется на Запад.  Да и в одном из последних заявлений он открыто сказал, что Армения готова интегрироваться с Евросоюзом. 

Но после Второй Карабахской войны, и особенно последних событий, когда Азербайджан полностью восстановил свою территориальную целостность, уже все маски сброшены и Армения бойкотирует заседания евразийских структур с участием России. Не признает авторитет России и делает все больше антироссийских выпадов. Будь то вступление в МУС, будь то отправка жены Пашиняна в Киев и многие заявление, что Россия играет деструктивную роль и не является полноценным союзником. Поэтому этот тренд будет сохраняться.

Россия, конечно, это все понимает, но пока дальше ноты протеста дело не пошло. Но это уже символический знак. То есть, Москва уже отправляет предупредительные сигналы. Поймут их в Ереване или продолжат совершать ошибку других бархатных режимов, это уже вопрос к Пашиняну.

- С восстановлением территориальной целостности Азербайджана отпала необходимость присутствия российских миротворцев в Карабахе. Как вы считаете покинут ли миротворцы Карабах в 2025 году или еще раньше?

 

- Вопрос дальнейшего пребывания миротворцев в Карабахе обсуждается на высшем уровне. Как я понимаю, из ряда районов они уже ушли. Их смысл был в том, чтобы гарантировать перемирие и обеспечить соблюдение прав местного населения, чтобы не было какого-либо насилия против мирных армян и провокаций, в том числе, в сторону азербайджанцев.  Но так как карабахская проблема не только де-юре, но и де-факто закрыта, я думаю, что вывод российских миротворцев – это вопрос времени. И скорее всего, Россия не будет сильно упираться для того, чтобы пролонгировать их нахождение.

- Глава МИД Германии Анналена Бербок, находясь с визитом в Баку, заявила о поддержки территориальной целостности Азербайджана. Однако в ходе выступления Бербек сделала ряд неточных заявлений, например, назвала города Ханкенди и Шуша другими названиями. Как вы считаете, это заявление было сделано умышленно?

- По поводу заявления Бербек, я думаю, она делала это не для того, чтобы обидеть Азербайджан. Она все хорошо понимает, что реальность уже другая и от ее заявлений тоже ничего не меняется. Просто это уже устоявшаяся в европейской историографии позиция называть Ханкенди – «Степанакертом», а Шушу – «Шуши». Этим грешат не только немцы, но и французы допускают такие неточности. Они просто не привыкли, им никогда никто замечания не делал по этому поводу. Я имею ввиду громких замечаний. Поэтому это говорит о том, что де-юре они признают Карабах азербайджанским, а де-факто они для себя определяли эту территорию армянской. Из-за этого и такие неточности. Я думаю, в дальнейшем, они будут привыкать к новой реалии, также как и с Турцией. Турция сейчас активно навязывает всем странам, что не Turkey, а Turkiye. И многие лидеры уже перестроились.

- Может ли Германия как-то принять участие в посредничестве мира между Азербайджаном и Арменией?

- Бербек совершила визит не только же в Азербайджан, до этого она была в Армении. Нельзя говорить, что она здесь выполняет какую-то особую немецкую миссию. Германия – лидер Евросоюза. Она во всех своих речах говорит о каком-то коллективном решении. Мол мы Евросоюз согласовали, мы единодушно решили. Это можно рассматривать как попытку ЕС держать руку на пульсе. Да, были переговоры раньше в Брюсселе. Сейчас хотели провести в Гранаде, не получилось. Для Европы важно показать, что она еще в деле и является основным медиатором и нормализация проходит при их участии. 

Это попытка сохранить свое влияние и в процессе армяно-азербайджанского урегулирования, да и в целом продемонстрировать свое влияние. Дабы не допустить, чтобы окончательный мир был подписан при решающей роли России. Можно тут, конечно, говорить и о какой-то конкуренции с Францией. Потому что Париж всегда на себя тянет одеяло. Но у Германии более предпочтительные позиции, потому что она не занимает настолько откровенную проармянскую позицию. Хотя фактор демократии, что Пашиняна воспринимают таким демократическим лидером, имеет определенную важность для немецкого руководства. Тем более для нынешнего правительства, куда входит «зеленые». Но я думаю, Германия понимает, что максимум, на что она может претендовать это, что мирный процесс будет зафиксирован все-таки при активной роли Евросоюза. Германия единолично вряд ли будет этот процесс продвигать и решать вопрос. 

Тамерлан Рамизоглы