Военно-промышленный комплекс Турции - Не Байрактарами едиными

-

В то время как американские оборонные гиганты, такие как Boeing, General Dynamics, Lockheed Martin и Raytheon, столкнулись с падением совокупного дохода, турецкие оборонные компании сообщили о быстром росте. Однако, аналитики считают, что турецкому военно-промышленному комплексу предстоит пройти долгий путь, прежде чем из него вырастут настоящие мировые гиганты.

Турецкий эксперт, доцент Американского университета Ирака Барин Каяоглу в беседе с Qafqazinfo отметил, что согласно отчету Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) «Топ-100 компаний, производящих оружие и оказывающих военные услуги за 2022 год», совокупный доход многих ведущих западных производителей оружия сократился, однако доходы четырех турецких компаний выросли на 22 %, что сделало их основным фактором роста продаж в ближневосточном регионе и стало самым большим годовым процентным увеличением доходов в любом регионе в прошлом году.

«Несмотря на впечатляющие результаты, узкие места во многих престижных оборонных проектах Турции, о которых говорят эксперты, показывают, что турецкой военно-промышленной экосистеме предстоит пройти долгий путь, прежде чем она сможет по-настоящему реализовать геополитические амбиции Анкары.

Пожалуй, самой известной из этой четверки является компания Baykar, которая впервые вошла в список SIPRI в 2021 году. По данным SIPRI, в 2022 году доходы Baykar выросли на 94% и составили рекордные 1,42 миллиарда долларов.

Всемирно известные беспилотники Baykar Bayraktar TB-2 использовались в таких странах, как Азербайджан, Ирак, Ливия, Сирия и Украина. Последний фирменный проект компании, Kizilelma или «Красное яблоко», должен стать первым автономным боевым дроном класса «воздух-воздух». Председатель совета директоров компании Сельджук Байрактар - инженер, получивший образование в Массачусетском технологическом институте, и младший зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Его рассматривают как потенциального преемника действующего президента.

Три другие компании из списка SIPRI - турецкий государственный производитель ракет Roketsan, крупнейшая в стране оборонная фирма Aselsan и турецкая аэрокосмическая компания TUSAS - часто представляют интегрированные решения для турецких военных и союзников Анкары. Компания Roketsan, как следует из названия, специализируется на создании баллистических ракет и других боеприпасов и, по данным SIPRI, в 2022 году получила доход в размере 790 миллионов долларов.

Aselsan, аббревиатура «военной электронной промышленности». Эта компания производит или контролирует практически все электронные компоненты, которые входят в состав турецких оборонных платформ. В прошлом году ее доход составил 2 миллиарда долларов, сообщает SIPRI.

Roketsan и Aselsan также находятся в авангарде передовых гражданских проектов Турции. Roketsan - основной подрядчик, разрабатывающий турецкие космические зонды и ракеты-носители.

Компания Aselsan, участвовавшая в разработке и производстве орбитальных спутников семейства Gokturk, работает над новыми спутниками, которые будут доставлять в космос аппараты, созданные компанией Roketsan. В 2010-х годах компания Aselsan произвела фурор, разработав аппаратное и программное обеспечение для турецкой сети мобильной передачи данных 4G. Ее работа над 5G и другими гражданскими системами может помочь пресечь попытки Китая проникнуть в турецкую телекоммуникационную инфраструктуру и оборонные тендеры.

В то время как Aselsan заняла самое высокое место среди турецких компаний - 54-е в списке SIPRI - турецкая аэрокосмическая компания TUSAS, которая в 2022 году заработала 1,26 миллиарда долларов, отвечает за некоторые из самых перспективных оборонных проектов Турции. На протяжении десятилетий TUSAS производит беспилотники, детали для самолетов и другие компоненты для десятков внутренних и международных проектов.

Появление четырех турецких компаний в отчете SIPRI свидетельствует о растущем международном и коммерческом влиянии Анкары», - считает Каяоглу.

В свою очередь военный аналитик и автор сайта Defence Turk Козан Эркан, считает, что оборонная промышленность страны начала формировать свою собственную экосистему.

«В то время как экспорт увеличивается, товары с добавленной стоимостью продолжают расти. Политика Анкары также способствует этому росту экспорта. В то время как западные страны устанавливают ограничения на то, как страны-покупатели могут использовать их оборонную продукцию, Турция предоставляет своим партнерам большую свободу действий», - сказал К. Эркан.

Тем не менее, Б. Каяоглу предупредил, что признавая свой успех, отрасль также сталкивается с масштабными проблемами, среди них - избыточность.

«Турецкие военные часто жалуются на то, что некоторые оборонные фирмы разрабатывают похожие проекты, которые дублируют друг друга. Вместо этого компаниям следует сосредоточиться на специализированных продуктах и услугах, которые принесут пользу всем сторонам. Агентство оборонной промышленности при президенте Турции могло бы предотвратить такого рода дублирование, усилив координацию с такими фирмами, как Baykar и TUSAS, чтобы они не подрывали возможности друг друга. Управление государственными закупками также должно стать более прозрачным.

Еще одной серьезной проблемой является длительный период, прежде чем новые изделия пройдут испытания и поступят в серийное производство.

У танка «Алтай» до сих пор нет двигателя. Из-за эмбарго США и Запада Турция все6 еще работает над приобретением лицензионных южнокорейских двигателей для «Алтая».

Возможно, самой большой слабостью турецкой экосистемы оборонной промышленности является то, что она все еще сравнительно мала с финансовой и экономической точки зрения.

Согласно отчету SIPRI, в то время как объем международной военной торговли в 2022 году составил 597 миллиардов долларов, турецкие оборонные продажи составили всего 5,5 миллиарда долларов - менее 1 % от общемирового объема. Со столь небольшими средствами становится гораздо сложнее продвигаться в таких престижных проектах, как истребители, танки, крупнотоннажные боевые корабли и их подсистемы.

В первые годы существования республики турецкое правительство и частные предприниматели участвовали в различных проектах по нативизации производства оружия. Но технологический скачок Второй мировой войны, союз Турции с США и членство в НАТО в начале холодной войны привели к тому, что Анкаре было удобнее получать излишки американского оружия или покупать его в кредит, не понимая до конца, как это соответствуют стратегическим перспективам страны. Однако, прорыв произошел в 1974 году, когда Турция вмешалась в кипрский конфликт после переворота, совершенного греческой военной хунтой. Последовавшее за этим эмбарго США на поставки оружия в Турцию послужило тревожным сигналом для нее. Все три государственные компании из списка SIPRI - Aselsan, Roketsan и TUSAS - были созданы именно в те дни, чтобы уменьшить зависимость Турции от США и других союзников по НАТО. Сейчас, когда Анкара вновь оказалась в стороне от некоторых своих западных союзников, ее спасательным кругом могут стать собственные проекты и проекты совместных предприятий. Впервые Турция была исключена из консорциума, производящего истребители нового поколения F-35, в 2019 году из-за покупки российских систем противоракетной обороны С-400. Ее заявка на покупку 40 истребителей F-16 стоимостью 20 миллиардов долларов и почти 50 комплектов для модернизации находится на рассмотрении с 2021 года.

Пока Вашингтон не исключил Анкару из программы F-35 в 2019 году, TUSAS и ее дочерние компании поставляли критически важные детали для возглавляемого США проекта. Не успокоившись после неудачи с F-35, TUSAS осуществила разработки и проводит испытания планируемого национального истребителя пятого поколения (MMU), получившего прозвище «KAAN», серийное производство которого запланировано на конец 2020-х годов. Автономные воздушные и морские платформы, а также KAAN станут главным достижением Турции. По мере развития целостных системных решений наши беспилотные летательные аппараты и беспилотные надводные корабли будут становиться все более конкурентоспособными. KAAN-MMU представляет собой вершину этого процесса. Истребитель пятого поколения включает в себя разнообразные датчики, взаимодействующие друг с другом и представляющие свои выводы пилоту.

Поскольку очень немногие страны в мире могут производить истребители пятого поколения и делиться ими со своими союзниками, а последующее техническое обслуживание и запасные части для них - это дамоклов меч, мы можем утверждать, что Турция станет ведущим экспортером оборонной промышленности, когда создаст KAAN-MMU.

Надир Шукюрлю