В новом интервью немецкой газете Berliner Zeitung помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев изложил ожидания Азербайджана относительно соединения Нахчыванской Автономной Республики с основной территорией Азербайджана через Армению. Гаджиев предложил тонкий подход, заявив, что в то время как таможенный и пограничный контроль будет применяться при транспортировке товаров в Нахчыванскую Автономную Республику, Армения будет контролировать процесс перемещения товаров из Азербайджана.
«Армении должно быть ясно, что отказ от таможенного и пограничного контроля относится только к товарам, перевозимым из одной части Азербайджана в другую, а не к товарам, предназначенным для третьих стран», - заявил Гаджиев.
Кроме того, он выразил готовность Азербайджана рассмотреть модели, аналогичные применяемым к Калининградской области РФ. Калининградская модель, предложенная израильским специалистом Михаилом Финкелем в 2021 году, была названа Гаджиевым в качестве потенциального решения. Калининградская область, эксклав России, столкнулась с проблемами подключения к основной части страны после распада СССР. Резолюция предусматривала соглашение с Литвой, разрешающее безвизовый транзит через ее территорию. Это транзитное соглашение облегчало перемещение грузов и газа в Калининград при уважении суверенного контроля Литвы.
Официальные лица Армении пока не отреагировали на заявления Гаджиева. Однако заинтересованность Азербайджана в установлении надежного транспортного сообщения с Нахчываном соответствует положениям Трехстороннего заявления, подписанного 9/10 ноября 2020 года.
Готовность Азербайджана открыть Зангезурский коридор, связывающий Нахчыван с другими азербайджанскими территориями, ни у кого сомнений не вызывает. Что же мешает делу? Может, есть какие-то геополитические аспекты, какое-то влияние определенных государств на Армению, препятствующее прогрессу в налаживании региональных коммуникаций? Может, изначально Армения стремилась использовать Зангезурский коридор в качестве рычага давления на Азербайджан? Но теперь-то Азербайджан подписал соглашение с Ираном по альтернативному маршруту коридора. Что же дальше? Ведь Армении надо как-то открывать коммуникации с Азербайджаном и Турцией. Могут ли в таких условиях Армения и Азербайджан найти взаимовыгодные решения и выйти к региональному сотрудничеству?
Свои соображения на сей счет изложили в беседе с Qafqazinfo известные эксперты.
Политолог, преподаватель Бакинского государственного университета Султан Захидов:
.jpg)
- Известно, что после 44-дневной Отечественной войны Азербайджан создал новые геополитические реалии в регионе Южный Кавказ. Одной из таких реалий является Зангезурский коридор. По этому коридору в короткие сроки можно будет доставлять грузы, транспортируемые из Азербайджана в Турцию, в страны Европы и Дальнего Востока, и таким образом Зангезурский коридор еще больше расширит транзитные возможности нашей страны. Китай, Россия и Турция заинтересованы в открытии Зангезурского коридора, хотя некоторые страны хотят создавать препятствия. Более того, ряд европейских стран также видят преимущества этого коридора и поддерживают его.
Отвечая на создавшиеся препятствия, Азербайджан в марте 2022 года подписал меморандум об установлении новых коммуникационных связей между Ираном, Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахчыванской Автономной Республикой. Целью меморандума является открытие новых железных и автомобильных дорог, а также создание коммуникационных и энергетических линий между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджанской Республики, территорией Исламской Республики Иран и Автономной Республики Нахчыван. Для достижения этой цели через реку Араз планируется строительство четырех мостов, в том числе двух автомобильных (с пешеходными переходами) и двух железнодорожных, а также инфраструктуры связи и энергоснабжения. В связи со строительством этой дороги проводятся крупные работы. Начаты проектные работы на железнодорожной линии, соединяющей западные регионы Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой. Этот вопрос обсуждается с Ираном. Обсуждается также план строительства железной дороги Карс-Нахчыван, что можно рассматривать как создание новой ветки Срединного коридора.
Что касается Армении, премьер-министр Армении Пашинян всегда отмечал, что его страна заинтересована в открытии линий связи с Азербайджаном, но не поддерживает какой-либо коридор, пересекающий ее территорию. Он также добавляет, что в случае открытия линий связи Армения будет иметь над ними полную юрисдикцию и будет применять механизмы пограничного контроля и таможни. Этот сценарий не соответствует нашим интересам, поскольку президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что перевозки должны осуществляться без пограничного и таможенного контроля, так как Нахчыван также является территорией Азербайджана. В то же время Президент предложил возможность применения так называемой Калининградской модели, которая используется в перевозках между Россией и Калининградской областью. Согласно этой модели, согласованной между Россией и Литвой, российские граждане и товары доставляются в Калининград без каких-либо механизмов пограничного и таможенного контроля. Мне эта модель кажется очень практичной, поскольку она не нарушает юрисдикцию какой-либо страны и полностью основана на международном праве. Другим сценарием в отношении Зангезурского коридора может стать так называемая «Одесская модель», предложенная бывшим президентом Грузии Михеилом Саакашвили. Эта модель предполагает аренду Зангезурской дороги Азербайджаном на определенные годы, но этот сценарий маловероятен, учитывая нынешнюю позицию Армении.
Таким образом, можно сделать вывод, что Армения до сих пор не дала зеленый свет на реализацию Зангезурского коридора, хотя положения об открытии беспрепятственных линий связи между западными частями Азербайджана и Нахчываном через Армению были записаны в тексте Трехстороннего соглашения 2020 года.
Армения крайне обеспокоена этим положением, поскольку оно также предусматривает размещение российских пограничников вдоль Зангезурской дороги.
Еще одним государством, которое всегда выступало против Зангезурского коридора, является Иран, поскольку с открытием этого коридора Иран может потерять свое геополитическое влияние как на Армению, так и на Азербайджан. Тем не менее, Азербайджан всегда заявлял, что коридор не помешает линиям связи Иран-Армения и не нанесет ущерб отношениям между двумя странами. Россия больше заинтересована в этом коридоре, поскольку он открывает для нее еще одну возможность диверсифицировать свои маршруты через коммуникационные коридоры Север-Юг и Восток-Запад, что крайне необходимо, особенно после начала российско-украинской войны. Что мы замечаем в последнее время, так это то, что даже позиция Ирана в отношении этого коридора смягчилась из-за российского вмешательства. Поэтому ключ к этому коридору сейчас находится в руках Армении, которая дрейфует между Востоком и Западом, лишая себя тем самым исторической возможности, которая может возродить ее экономику и принести процветание и мир всему региону.
Независимый политолог Хагани Джафарли:

- Прежде всего, я положительно оцениваю интервью помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева немецкой газете Berliner Zeitung и представителя президента по особым поручениям Эльчина Амирбекова Эстонскому национальному телерадио (ERR) в плане раскрытия позиции Азербайджана западной общественности.
Однако я считаю не совсем правильными попытки обоих дипломатов обосновать вопрос Трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года об обеспечении беспрепятственного передвижения граждан, транспортных средств и товаров в обоих направлениях между основной частью Азербайджана и Нахчываном. Официальные лица и дипломаты Азербайджана не должны забывать, что Трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года не в полной мере служит нашим интересам, а пресловутый вопрос «Лачинского коридора», подрывающий суверенитет Азербайджана, является продуктом этого Трехстороннего заявления. На мой взгляд, официальный Баку должен представить открытие коммуникаций между основной частью Азербайджана и Нахчываном в качестве примера мира, сотрудничества и сосуществования в регионе. В это время необходимо стараться не употреблять выражение «коридор».
Если Армения согласится, можно будет обсудить «Калининградскую модель». Однако я считаю, что нашим дипломатам следует постараться и найти другие примеры или предложить новые варианты. Потому что «Калининградская модель» — это формула, подписанная между бывшим центром и провинцией, Москвой и Вильнюсом, и она в большей степени отвечает интересам Москвы. При первой же возможности Литва откажется от этого соглашения. Поэтому необходимо найти такие варианты, которые сделают возможным сосуществование в нашем регионе. Если Армения будет протестовать против вариантов, которые обеспечат сосуществование в регионе, это обернется против нее же самой.
Али Мамедов