Интервью Qafqazinfo с нашим соотечественником, проживающим в Швеции Фикретом Мамедовым:
- Расскажите пожалуйста о себе.
- Я родился в Баку в 1973 году. Мои родители родились в Армении. Мой отец родом из Еревана, а мать – Веди. Когда они были еще детьми в 1948 году их семьи были депортированы из Армении. Мой отец работал на различных партийных и народно-хозяйственных должностях, а мать преподавала английский язык. После окончания средней школы я поступил в Азербайджанский институт нефти и химии, проучился там 5 лет. Во время моего обучения этот вуз стал называться Промышленным университетом. А под конец моей учебы этот вуз получил название Азербайджанская государственная нефтяная академия. Так что я поступил в институт, учился в университет, а закончил академию.
Работал по специальности «инженер-химик-технолог». В 1996 году женился и после у меня родились два сына. В 2002 году я переехал с семьей в Швецию по трудовому контракту. Выучил шведский язык довольно быстро из-за того, что владел английским языком. В 2005 году мне пришла повестка из Азербайджана. Меня как лейтенанта запаса призывали в азербайджанскую армию. Несмотря на то, что жил в Швеции уже три года, я вернулся в Азербайджан и два года отслужил в армии, получив за хорошую службу звание старшего лейтенанта. После увольнения в запас в 2008 году я вернулся в Швецию.
- Что особенного удивило вас в Швеции?
- Шведы несколько консервативны. Они не торопятся повсеместно внедрять какие-либо новшества. Сперва они внедряют это на каком-то маленьком участке производства. Если новшество в общественной сфере, то внедряют в каком-то административном округе. Тестируют новшество таким образом. Потом анализируют результаты и если они положительные, то с корректировками внедряют в жизненный или производственный цикл. Иногда неторопливость шведов пугает или шокирует, но за этим стоит глубокий смысл.

Мой выбор Швеции был обусловлен тем, что некогда известный норвежский исследователь Тур Хейердал, посетив Азербайджан и увидел наскальные рисунки в Гобустане, был поражен. Время, когда эти наскальные рисунки с лодками были высечены, было до того, как викинги появились в Скандинавии. Хейрдал даже выдвинул теорию о том, что викинги прибыли в Скандинавию из Азербайджана.
- Сколько в Швеции проживает азербайджанцев?
- В Швеции проживает около 6 тыс. азербайджанцев. Все они по мере возможности стараются участвовать в общественно-политической и экономической жизни страны. В стране действует Конгресс азербайджанцев Швеции. Это авторитетная общественная организация, которая проводит многочисленные встречи с представителями общественности, СМИ, политических партий.
- Насколько в Швеции наслышаны об Азербайджане?
- 22 года назад, когда я только переехал в Швецию, здесь мало кто знал об Азербайджане. Многие не имели представление где расположен Азербайджан и даже не могли произносить это название. Но в последние годы я не встречал шведа, который не знал бы об Азербайджане. Каждый проживающий в Швеции азербайджанец показывает и доказывает шведам, что есть такая великая нация как азербайджанцы.
Популярность Азербайджана в Швеции стала больше после проведения конкурса Евровидения в Баку, победительницей которого стала шведская певица. Теперь много шведов хотят посетить Азербайджан.

- А как в Швеции восприняли полное восстановление территориальной целостности Азербайджана?
- Благодаря деятельности Конгресса азербайджанцев Швеции и посла Азербайджана эти события были правильно преподнесены шведской общественности. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность в рамках международного права. Мне было очень приятно, что многие мои знакомые в Швеции поздравляли с этим знаменательным событием. Каждый азербайджанец ходит с высоко поднятой головой благодаря нашей победоносной армии и мудрому руководству.
Амирхан Меликзаде