Иран пытается приобрести технологии, необходимые для военной атомной программы и вскоре, вероятно, сможет испытать ядерный заряд. Об этом сообщает The Jerusalem Post со ссылкой на данные разведслужб Нидерландов, Швеции, Германии и Дании.
Так, служба безопасности Швеции утверждает, что "Иран занимается промышленным шпионажем, прежде всего в сфере шведских высоких технологий и продукции, которые можно использовать в программе разработки атомного оружия".
Датская национальная служба разведки и безопасности заявляет, что Иран пытался покупать датские разработки и технологии, которые могут использоваться в программах производства вооружений. Это, в частности, происходило и через третьи страны.
Сотрудники Федерального управления по защите конституции Германии также обнаружили большое количество свидетельств, указывающих на то, что в 2022 году Иран пытался осуществить закупки, связанные с ядерной программой.
Согласно докладам нидерландских спецслужб, развитие ситуации указывает на приближение возможности первого ядерного испытания в Иране. В частности, Иран продолжает наращивать запасы урана, обогащенного до 20% и 60%. Затем этот уран с помощью центрифуг можно обогатить до 90%, необходимых для атомного оружия.
"Сообщения европейских разведслужб указывают на тайные попытки Ирана сократить время до момента получения ядерного оружия путем незаконного приобретения оборудования и разработок из различных европейских стран. В этих сообщениях содержится лишь часть информации об усилиях, которые прилагает Иран в Европе", - отметил в комментарии The Jerusalem Post израильский генерал Йосси Купервассер.
Напомним, что иранские власти неоднократно заявляли, что ядерная программа страны имеет исключительно мирный характер.
В то же время о том, что Иран тайно получает западные технологии, известно давно. Так, например, в иранских дронах Shahed-136 нашли компоненты более 30 европейских и американских компаний - больше всего деталей из США.
Должны ли эти сведения разведслужб вызвать дополнительную тревогу у международного сообщества? Похоже ли на то, что правящий класс Ирана действительно стремится к обладанию ядерным оружием? Кому в первую очередь угрожает появление такого фактора в регионе?
На эти вопросы Qafqazinfo ответили известные эксперты по региону.
Заместитель директора киевского Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов:

- Ядерная программа Ирана имеет внутри страны статус священной коровы. Правящий класс сумел навязать гражданам представление, что ядерная программа - это суверенное дело страны, объект гордости и статуса. Правда, пропаганда постоянно подчеркивала, что это исключительно мирная программа, не представляющая никакой угрозы для соседей и региона. Однако, с самого начала ядерный проект был максимально секретным и входил в число приоритетов для Корпуса стражей исламской революции, что несколько странно для мирного атома.
У политического истеблишмента Ирана сложилось представление, что обладание ядерным оружием это действенный способ гарантировать безопасность и максимально эффективный инструмент для расширения регионального влияния. Ядерный шантаж из уст какого-то генерала Корпуса будет очень органичным и прогнозируемым. Причем, объектом угроз может стать не только Израиль, а любое соседнее с Ираном государство, поскольку практически со всеми своими соседями у Тегерана периодически наблюдается обострение отношений. Однако, особую опасность иранское ядерное оружие представляет для Азербайджана. В Тегеране могут полагать, что удар по Тель-Авиву не останется для него без катастрофических последствий. Но что будет если начать шантажировать Азербайджан?
Многие союзники Баку окажутся в сложному положении, таком же, которое мы, в Украине, очень хорошо почувствовали в начале весны прошлого года. Это конечно крайний сценарий, но и он становится возможным после 24.02.2023, когда большинство отказывалось представить возможность ужасной кровопролитной бойни в европейской стране. Этот сценарий будет иметь нулевую вероятность только в случае победы Украины в этой безумной войне.
Израильский исследователь-иранист, журналист Михаэль Бородкин:

- Иранский режим давно стремится к обладанию ядерным оружием. По крайней мере, иранское правительство желает иметь все необходимые материалы и технологии для создания ядерных боеголовок с тем, чтобы, когда и если будет принято соответствующее решение, оружие могло быть создано в кратчайшие сроки. Для этой цели накапливается обогащенный радиоактивный материал, разрабатываются и испытываются детонаторы, проектируются ракеты и т. д. Информация европейских разведок подтверждает, что Тегеран не отказывался от этого проекта, о чем Израиль говорит давно, да и официальные иранские лица сами порой проговариваются. Например, они неоднократно называли ужасной ошибкой согласие Украины отдать ядерный арсенал в обмен на гарантии безопасности, намекая, что Иран такую ошибку не совершит.
Разумеется, превращение Ирана в ядерную державу угрожает безопасности всех без исключения соседних стран, а также целых регионов, от Центральной Азии и Южного Кавказа до Ближнего Востока. Иранский режим и без ядерного оружия проводит активную экспансию, подрывая стабильность других стран, а с таким оружием эти процессы значительно усилятся.
Еще одним негативным последствием станет гонка ядерных вооружений на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия, Египет и Турция просто не могут позволить себе не обзавестись ядерным оружием, если оно будет у Ирана. Это, в свою очередь, становится еще одним дестабилизирующим фактором для всего мира.
Так что западные страны обязаны действовать в отношении Ирана максимально жестко, если не хотят появления на Ближнем Востоке фанатичного режима, имперские амбиции которого будут подкреплены ядерным оружием.
Али Мамедов