Зангезурский коридор: Какой из вариантов предпочтительнее для Турции и Азербайджана?

-

Любопытная новость, спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар считает, что формулировка «Зангезурский коридор» не предполагает экстерриториальности этой транспортной коммуникации, как это преподносит армянская сторона. В беседе с Armenpress он напомнил, что в мае 2023 года президент Ильхам Алиев заявил в Москве на встрече с Пашиняном и Путиным, что понятие «коридор» не предполагает экстерриториальности. Речь идет о транспортном коридоре. В Европе также есть транспортные коридоры, и они также не предполагают режим экстерриториальности, отметил Клаар.

По его словам, очевидно, что любая дорога, проходящая через территорию Армении, контролируется Ереваном, а дорога через Азербайджан контролируется Баку. «В данном случае Азербайджан хочет иметь гарантию того, что граждане АР и грузы, проходящие по территории Армении, будут в безопасности. Это совершенно логично и нормально. А вот как это будет на деле - за это отвечают власти Армении», - сказал Клаар.

Кроме того, он позитивно оценил идею «Мирного перекрестка», предложенную Арменией. «Наше видение мирного Южного Кавказа заключается в том, что эти транспортные связи снова будут открыты, будет торговля, будут люди, путешествующие через границы», - заявил представитель ЕС.

Таким образом, из слов Клаара следует, что уже несколько лет после войны Ереван играет в какую-то непонятную игру, постоянно цепляясь за формулировки и утверждая, что Азербайджан настаивает на принципе экстерриториальности Зангезурского коридора, который уже можно было бы выстроить. А оказывается, нет – не настаивает. И Пашинян об этом прекрасно знает, так как об этом глава Азербайджана заявил в его присутствии. В чем же тогда дело? Почему руководство Армении до сих пор чинит препятствия реализации этого проекта по своей территории, вдоль северного берега приграничной реки Араз?

Ведь уже дошло до того, что Азербайджан вынужден был начать строительство похожего проекта по территории Ирана, по другому берегу Араза.

Насколько важно для Азербайджана и Турции, чтобы Зангезурский коридор (автотрасса и железная дорога) был построен через армянский Мегри? Этот путь гораздо выгоднее для них, чем те же пути, но немного южнее, по территории Ирана? Какие-то экономические или политические резоны? Или на самом деле Анкаре и Баку всё равно, по какой территории проляжет этот коридор – лишь бы был?

воим мнением по этой ситуации поделился с Qafqazinfo известный эксперт в области транспортной логистики Рауф Агамирзаев:

- Интересные вопросы поднял спецпредставитель Тойво Клаар. Дело в том, что в Армении неправильно толкуют термин «коридор». Например, по территории Азербайджана уже в принципе проходят два международных транспортных коридора - Север-Юг и Запад-Восток (его называют по-разному – Срединным коридором или Транскаспийским маршрутом). И в этом плане никаких проблем для азербайджанского государства до сих пор не возникало. Баку гораздо глобальнее смотрит на такие проекты, и Азербайджан занимается диверсификацией маршрутов.

Например, в сторону запада - зависеть не только от грузинского направления, а проложить и похожие параллельные маршруты южнее. Тем самым преследуется цель загрузить всю транспортную систему страны, и снизить риски любых проблем – чтобы грузы не застаивались в случае чего на какой-то из границ, и их можно было бы оперативно перенаправить к месту доставки через другие маршруты.

Не каждая страна имеет возможность создать такие альтернативы у себя на территории. И это служит делу дополнительной привлекательности страны в глазах международных логистических компаний.

Если говорить об Армении, вспомним, что еще в период неурегулированности конфликта Азербайджан проложил железнодорожный путь Баку-Тбилиси-Карс, несмотря на то, что этому проекту чинились большие преграды на международном уровне. Теперь, когда война закончилась, и Азербайджан восстановил полный суверенитет над всей своей территорией, он предлагает открыть все коммуникации. Но вот со стороны Армении до сих пор ответной конкретики нет.

Одним из таких приоритетных направлений является Зангезурский коридор. Его привлекательность объясняется простым географическим фактором. Если мы посмотрим на высоту отметки над уровнем моря, вдоль реки Араз она составляет 380 метров. А чуть севернее – вариант другого маршрута, который предлагает Армения, через Биченекский перевал – поднимается уже до 3 тысяч метров. Ну, какой поток грузов может идти через такую высоту?

Из-за этого Азербайджан в данный момент совместно с Турцией и Ираном начал строительство по другой стороне реки Араз. Пока что строятся автомобильные мосты. Дело в том, что вдоль армяно-иранской границы, по территории ИРИ пролегает 12-е шоссе, от Билясувара до нахчыванской Джульфы. То есть, автодорожный элемент Зангезурского коридора, мне кажется, начнет функционировать уже очень скоро.

Задуман и дублирующий железнодорожный маршрут. Если через территорию Армении он составил бы 43 км, то через территорию Ирана – 61 км.

«Перекресток мира», который предлагает Армения, может функционировать тогда, когда есть мир. Когда есть взаимоотношения, нет претензий, нет каких-то скрытых намерений. На той карте, которую представил Пашинян, указано железнодорожное сообщение через Газах, соединение со стороны Садарака, между Ордубадом и Агбендом, а также турецкое направление. Автодорожные переходы – это Газах, Кельбаджар, Лачин, Губадлы, Шахбуз и Садаракский район. Какой объем грузов будет перевозиться по таким автомобильным маршрутам – это вопрос открытый.

Но опять-таки возвращаемся к тому, что уже длительное время, 3 года, именно из-за автодорожного маршрута по Зангезурскому участку армяне никак не могут договориться с азербайджанской стороной по всем вышеперечисленным моментам. Отлично было бы открыть все возможные маршруты, чтобы все страны региона были в этом задействованы. Азербайджан в принципе в этом направлении и работает. С Арменией или без нее, мы свои дороги построим. Те маршруты, которые будут соединять Азербайджан, Иран, Турцию через Нахчыван, я думаю, будут построены за короткий срок.

В течение последних 3 лет, титаническим трудом, несмотря на то, что территории сильно загрязнены минами, всё было демонтировано и находилось в очень плохом состоянии, Азербайджан смог восстановить инфраструктурный потенциал на освобожденных землях. Максимум в 2025 году откроется сообщение между Кельбаджаром и Лачином – там сложный высокогорный участок, тоннели, эстакады. Я думаю, в целом уже в следующем году большая часть железнодорожных проектов в этих регионах будет введена в строй.

Али Мамедов