О чем Гусман спрашивал Ильхама Алиева? - ВИДЕО

-

Накануне постановлением, подписанным премьер-министром России Михаилом Мишустиным, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман был освобожден от занимаемой должности. 75-летний М. Гусман проработал в структурах ТАСС порядка 30 лет.

Как передает “Qafqazinfo”, здесь уместно вспомнить один из эпизодов III Шушинского Глобального медиафорума, прошедшего в Ханкенди на прошлой неделе.

На форуме представитель ТАСС обратился с вопросом к Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву.

Михаил Гусман: Уважаемый Ильхам Гейдарович, добрый день. Хочу поприветствовать Вас и поблагодарить за то, что мы находимся сегодня в Ханкенди, хотя форум называется Шушинский. Но я был в этом городе последний раз сорок лет назад. И, наверное, мои коллеги, мои земляки поймут мое состояние.

Вы знаете, на прошлом форуме Вы безошибочно определили, - потому что я как раз вернулся из Милуоки, - Вы безошибочно определили, кто 20 января займет покои в Белом доме. И Вы тогда были точны, так и случилось. Вы даже предположили, что отношения Азербайджана с Соединенными Штатами, с этой администрацией будут лучше. Можно судить хотя бы по приветствию Президента Трампа по случаю Дня независимости страны.

У меня вопрос немного шире. Сегодня Азербайджан, на мой взгляд, проводит совершенно уникальную внешнюю политику. И я даже не знаю, с каким другим государством можно сравнить. По всем международным азимутам. Начну с России. Несмотря на все, как я это называю, “всполохи” последнего времени, которые вряд ли вызвали позитивный отклик у широкой общественности что в России, что в Азербайджане, основы того соглашения, которого вы подписали в Москве 22 февраля 2022 года, не подвергается никаким сомнениям. Это очевидно.

Про Соединенные Штаты я сказал. Отношения с Турцией основаны на Шушинской декларации. Президент Ирана буквально несколько дней назад был в этом зале. Европейские комиссары не бывает и недели, чтобы не были здесь. Я мог бы перечислять, включая Ваш визит в Китай, Вашу роль в Движении неприсоединения и так и далее. В этом есть какой-то феномен, который не всем в мире понятен, и не все в мире это, мне кажется, по достоинству оценивают.

В этой связи у меня простой вопрос. Я понимаю, что спрашивать у Вас, как Вам это удается, – это все равно что спрашивать у виртуоза-скрипача, как он играет на скрипке. Он скажет: “Беру скрипку, смычок и играю”. Но Ваша политика основана на определенных, мне кажется, очень четких, очень выверенных политических принципах, которые позволяют Вам вести эту многовекторную политику.

Вот могли бы Вы сказать 5-7 базовых политических принципов Президента Алиева, которые могут вести столь, как мне кажется, успешную внешнюю политику? Спасибо.

Президент Ильхам Алиев: Спасибо. Я как-то на одной из закрытых встреч с европейскими коллегами, уже после 2020 года, но еще до 2023 года, когда обсуждалась ситуация и когда здесь, в Ханкенди, еще были сепаратисты, сказал, - такая длительная была беседа, - что я же об этом сказал публично. И визави говорит: Ну, сказал, ну и что. Я говорю: Нет, я своему народу никогда не вру. Вот это я сказал. И это на самом деле так. Но как бы прелюдия к ответу на ваш вопрос, я стараюсь и своим международным коллегам тоже никогда не врать. По возможности, конечно. И думаю, что надо быть объективным и честным, возвращаясь к тому, что не надо врать. Я думаю, что это, наверное, один из главных принципов: говорить правду, в первую очередь, своему народу. А поскольку мы живем в эпоху интернета и социальных сетей, все, что ты скажешь здесь, моментально резонирует по всему миру.

Думаю, что это – многолетнее нахождение на должности президента, помимо того бесценного опыта, который я приобрел, а его никак невозможно по-другому приобрести. Еще то, что выстроены такие доверительные отношения, когда можно доверять. Доверять не значит соглашаться, доверять не значит в какой-то степени быть чем-то недовольным или же иметь какую-то другую от позитивной повестки. Доверять – значит просто верить тому, что если человек это сказал, значит так оно и будет. Я думаю, это – один из факторов, которые позволили нам приобрести международный авторитет.

Второй фактор, я думаю, не менее важный, это всегда, как вы правильно отметили, придерживаться принципов, в данном случае универсальных принципов международного права. Мы всегда их придерживались, в любой ситуации, независимо от каких-то политических или каких-либо других предпочтений. Будучи страной, которая сама страдала от сепаратизма и оккупации, мы просто не могли по-другому формулировать свой подход к аналогичным ситуациям в любой точке мира. Поэтому приверженность международному праву и Уставу ООН – это также фундаментальный фактор, который, я думаю, позволил Азербайджану занять достойное место на международной арене.

Думаю, что география Азербайджана, я об этом уже говорил, она, конечно, вещь в какой-то степени, может быть, и опасная, а, может быть, очень полезная, в зависимости от того, в чьих она руках, точно так же, как и лекарства. Поэтому используют географию для того, чтобы обезопасить себя от рисков. А что касается Азербайджана, то в нашей стране внутренних источников риска не существует.

Все потенциальные риски могут формироваться за нашими пределами, поэтому обезопасить себя от сюрпризов, от каких-то рисков, не связанных с твоей деятельностью, тоже было важно, и география в данном случае сыграла важную роль. Ну а также то, что Азербайджан – одна из немногих стран, которая является членом как европейских, так и мусульманских организаций и активно участвует и в форматах саммитов по линии Европейского Союза, по линии Организации Исламского Сотрудничества, ECO и многих других.

Еще одним, я бы сказал, важным фактором, подчеркивающим авторитет Азербайджана, является то, что мы стали первой и единственной страной, которая стала новым членом Организации D-8. Организация, которая в свое время была создана по инициативе Турции, Пакистана, Египта и сейчас объединяет восемь крупнейших и по населению, и по потенциалу стран мусульманского мира, с момента ее создания много десятилетий назад никогда не принимала новых членов. Единственным единогласно был принят Азербайджан.

Думаю, что на ваш вопрос можно отвечать бесконечно, поэтому думаю, что я вот здесь остановлюсь. Ну и еще, конечно, важно для всех: когда учитываешь свои интересы, надо посмотреть на интересы твоего соседа тоже. То есть защита национальных интересов, это основополагающий фактор внешней политики Азербайджана, но в отрыве от регионального и глобального контекста этим фактором сильно злоупотреблять нельзя. Надо всегда посмотреть на ситуацию, попытаться посмотреть на ситуацию с призмы твоего соседа. И тогда многое становится ясным, тогда многое, что могло вести к какому-то недопониманию, регулируется достаточно эффективно. Поэтому я благодарен вам за такой вопрос.

Кстати, хотел бы сделать небольшое уточнение. Я не предвещал победу Трампа. Я просто сказал, что это было бы предпочтительней для азербайджанского народа, с учетом того, что он, так же, как и мы, разделяет фундаментальные ценности, в том числе и семейные ценности. Он единственный из президентов США, который не начинал войн. И вот за небольшой срок его пребывания у власти видно, что он – человек, который заканчивает войны. И также мы очень благодарны ему лично за стремление помочь Азербайджану и Армении, в конце концов, договориться.

Несмотря на то, что он занят более глобальными вопросами международной безопасности, он ситуацию на Южном Кавказе тоже держит в поле своего зрения. Мы в Азербайджане, конечно же, рады, что он победил, по многим причинам, ну и, естественно, желаем ему, чтобы он довел дело до конца, особенно, что касается “вашингтонского болота”, чтобы высушил его до дна.