Интервью “Qafqazinfo” с бывшим министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым:
- Вот уже два года, как вы не являетесь министром, что изменилось у Вас за этот период?
- В моей жизни наверно, многое изменилось. Когда я был министром, то работал 24 часа, семь дней в неделю. Сейчас я отдыхаю. Наблюдаю за тем, что происходит дома и в мире. Продолжаю давать советы. Я не ушел из политики. Мне звонят и интересуются у о том, что происходит в мире и я делюсь своим мнением.
- Чем Вы занимаетесь на данный момент?
- Я серьезно занялся спортом. Люблю спорт. Раньше у меня был очень жесткий график, и днем и ночью заграницей или же путешествовал в самолете. А сейчас такого графика нет. Изредка я пишу политические статьи. Я с детства очень люблю футбол. Я всегда хожу на игры, когда национальная команда, клубы “Карабах” или “Нефтчи” участвуют в международных турнирах.
- На протяжении многих лет Вы отвечали за внешнюю политику Азербайджана. В последнее время вы не комментировали события, особенно азербайджано-армянские отношения. Вас об этом никто не спрашивает, или Вы сами не комментируете?
- Во-первых, никто не спрашивает. А во-вторых, что комментировать? Ситуация полностью изменилась. Территории Азербайджана были оккупированы. Поэтому мы часто встречались с сопредседателями, принимали некоторые из обсужденных предложения. Однако после 44-дневной войны все изменилось. Еще с первых лет конфликта, в период моей работы в Нью-Йорке с 1993 года, с момента принятия четырех резолюций ООН, переговоры велись с позиции восстановления территориальной целостности Азербайджана и включения Карабаха в состав Азербайджана. Мы уже восстановили нашу территориальную целостность. Фактически все вопросы решены. Армяне, проживающие в Карабахе, также являются гражданами Азербайджана. Если кто-то из них хочет, пусть остается, а тот, кто не хочет, может поехать в Марсель, Лос-Анджелес и Москву. Они вольны идти куда хотят. Пусть уезжают.
.jpg)
- Уже некоторое время обсуждается мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией, что Вы об этом думаете?
- Рано или поздно это произойдет. У нас нет другого пути, как и у Армении. Для сохранения нормальных отношений необходимо заключить соглашение. Даже во времена, когда я был министром, всегда говорил, когда мы вернем земли, деваться будет некуда. В первую очередь необходимо будет найти общий язык с соседями. И чем быстрее, тем выгоднее. А во-вторых сами армяне уже начали понимать, какой урон им нанес Карабахский клан.
Вы только представьте, в свое время, когда шли обсуждения о трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан было такое предложение, чтобы этот трубопровод проходил и через территорию Армении, но его не приняли. А потому, что Карабахский клан не разрешил. А сколько бы они смогли заработать, если этот трубопровод проходил бы через их территорию. А сейчас они потеряли этот шанс. Где сейчас Армения? Их самая большая проблема-это Карабахский клан. Когда шли обсуждения, было такое мнение, что неизвестно ещё Армения ли оккупировала Азербайджские земли или же Карабахский клан Армению? В общем есть факт, что Карабахский клан оккупировал Армению. Отсюда и возникли все проблемы.
- Как на ваш взгляд, сопредседатели могут сыграть какую-то роль в мирном процессе между сторонами?
- Снова повторюсь, что изменился контекст, вопрос полностью решен. Сопредседатели должны сами решить, чем они будут заниматься, и внести предложение. Потому что ни о каком статусе не может быть и речи. Политики-реваншисты Армении говорят, что вопрос статуса не решен. Как это не решен? Статус отражен в резолюциях Совета Безопасности ООН - Нагорно-Карабахский регион указан как территория Азербайджана. Что они могут сделать? Если они хотят работать над проектом мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, пусть сделают предложение. Пока никаких новостей нет. Если вы прочтете их заявления, то увидите, что они касаются лишь гуманитарных вопросов.
- Интересно почему Вас нет в социальных сетях. В целом, планируете ли вы делиться своими мыслями и наблюдениями в социальных сетях?
- Я не думаю, что это хорошая идея. Я хотел бы поделиться своими мыслями с лицами, которые принимают решения. Я смогу донести до них свои мысли. Мне не интересны социальные сети.
- Был период, когда писали, что у Вас проблемы со здоровьем?
- Нет, наоборот. В день я тренируюсь самое меньшее час, вплоть до 3-х часов и похудел. Все хорошо.
Эльсевяр Мамедов