На ТВ мирили мать троих детей с мужем – позже он выколол ей глаз

-

Первое издание моей книги “Девочки не плачут” вышло в свет в период пандемии коронавируса. Так как книжные магазины в то время не работали, мы доставляли его читателям сами. В один из таких дней позвонила женщина, рассказала, что не прочь купить книгу, но не может выйти из дома из-за страха перед мужем. Это был 2020 год!

Об этом я поделилась на своей странице в соцсети, разумеется, не указывая имени. Через какое-то время получила сообщение от одной из читательниц, она писала, что хотела бы сама доставить книгу: “Из-за притеснений отца моя мать заболела и умерла. Поэтому я очень чувствительна к таким женщинам”. Спросив разрешения, я передала номер. Узнав имя звонившей мне женщины, моя читательница очень растрогалась. Сказала, что ее мать зовут точно так же. Случаются же такие совпадения… Она доставила книгу, когда мужа-насильника не было дома. В тот день обе женщины почувствовали себя счастливыми.

“Характер у ее мужа суровый», - эту фразу я частенько слышала от женщин в детстве. Позже думала: Почему? Почему характер мужа должен быть суровым? Как мы уже отмечали, в психологии мужчин такого типа называют абьюзерами. У этого слова есть научные синонимы, такие как нарцисс, садист, тиран, психопат. Они устанавливают тираническую власть над выбранной ими жертвой. Эта жестокость может привести к смерти. Женский идеал абьюзера – “послушная”. Этим типам нужен кто-то, кто будет выполнять их приказы. Они обычно объясняют свое агрессивное поведение словами  “она меня вывела из себя”. Тем, у кого есть такие симптомы, следует срочно пройти обследование и сдать анализы. Терапия обязательна.

Почему с человеком такое происходит? Детская травма, плохое воспитание, клиническое состояние – причин может быть много. Почему так произошло, кто его таким создал – это не ваше дело. Ваша единственная проблема – самосохранение. Не терпите насилие! Разработайте стратегию, накопите денег, получите юридическую помощь, просто попросите помощи, обратитесь к государству, спасите свою жизнь (Горячая линия – 860, Служба 102).

Вы должны разделить контроль от заботы, слежку от внимания, критику от унижения, любовь от насилия. Справедливости ради, абьюзером бывают и женщины... Юридическое обозначение этого явления - бытовое насилие или домашнее насилие. Насилие – это физический и эмоциональный вред, причиняемый одним человеком другому. Это происходит и в отношении детей.

Во многих странах действуют соответствующие законы по предотвращению домашнего насилия. Данный закон был принят в нашей стране в 2010 году. Я бы хотела, чтобы вы это прочитали.

Что относится к бытовому насилию?

Экономическое насилие — это контроль над пользованием деньгами и другими материальными ресурсами, который лишает возможности самостоятельно распоряжаться финансами и делает человека зависимым от близкого.

Сексуальное насилие – принуждение к сексу или действиям сексуального характера;

Незаконное лишение свободы – строгий контроль, запрет на выход из дома, запрет на общение с близкими;

Физическое насилие – рукоприкладство, побои, нанесение телесных повреждений;

Психологическое насилие – психологический пресс, унижение, постоянно оказываемое давление.

Проблема в том, что защитных механизмов почти нет. В некоторых случаях насильников не ожидают никакие наказания. Процесс завершается профилактической беседой, контролем, примирением. В нашей стране домашнее насилие официально не криминализировано. После резонансного инцидента с Бишимбаевым в Казахстане был принят закон, устанавливающий уголовную ответственность за домашнее насилие.

Этот документ получил название “закон Салтанат”. Человек, причинивший вред члену семьи, теперь считается совершившим преступление - ему грозит 600 часов общественных работ или тюремное заключение. Смертельный случай обычно не вспыхивает внезапно, насилие происходит поэтапно.

Поэтому важно своевременное вмешательство. Мировая практика показывает, что включение домашнего насилия в качестве отягчающего обстоятельства в уголовный кодекс, оправдывает себя. Это одергивает насильников, дает жертвам почувствовать себя сильнее. Каждый должен знать, что он несет ответственность за избиение и причинение вреда кому-либо в доме, котором проживает. Вне зависимости, существует факт жалобы или нет.

В телепередаче, где я однажды был гостем, искали женщину, сбежавшую от мужа с тремя детьми, чтобы помирить ее со своим потенциальным убийцей. Возразив, я столкнулась с громогласными упреками, мол, “что вы такое говорите?”. Позже узнала, что он выколол ей глаз. К сегодняшнему дню, быть может, добил…

Под новостями об убийствах женщин можно заметить сочувствующе-оправдательные комментарии. Они не боятся, не чувствуют ответственности. Это не тривиальные проблемы. В правовом государстве такое недопустимо.

После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций. Человечество было серьезно травмировано. Впервые в истории в 1945-48 годах специалисты, изучив опыт предшествующих эпох, приняли Всеобщую декларацию прав человека. Далее появились документы относительно прав женщин, детей и т.д.

Первоначальными условиями являются равенство, свобода, неприкосновенность чести и достоинства, право на жизнь. Моя мама как-то сказала, представь, что люди сотворили друг с другом, если в XX веке нужно было защищать честь и достоинство посредством международного права. Они включены в конституции всех цивилизованных государств, в том числе и Азербайджана. Закон дает лишь одно право, недовольному своим супругом (или супругой): раз-вод! Не забивание до смерти!  Никто не может отбирать право на жизнь.

Согласно базе данных Госкомстата Азербайджана за 2022 год (это последние данные) из 1 475 жертв домашнего насилия – 1 196 женщины. Рукоприкладство, побои, нанесение телесных повреждений, попытка убийства, убийство. Среди насильников первое место занимают мужья, второе - отцы... Далее бывшие мужья, любовники, братья, сыновья.

В ноябре в Азербайджане отец нанес 17 ножевых ранений своей желавшей развестись дочери. Это происходит каждую неделю, последний факт я зафиксировала 5 мая 2024 года, когда муж задушил жену в Сабунчи. Женские убийства льются рекой. Мы не можем, сказав “это все лишь бытовой конфликт”, смягчать тяжелое преступление.

Необходимо говорить об этом снова и снова, чтобы найти выход. Многие женщины возвращаются на свой эшафот от безысходности. Охранные ордера им не выдают, они остаются без поддержки, без жилья, без денег.

Десятки тысяч человек обращаются в МВД в связи с бытовым насилием. Добавьте к ним тысячи безмолвных, которые боятся и молчат. И представьте себе состояние такого общества.

Семья! Что может быть серьезнее, если среда, в которой человек должен чувствовать себя в наибольшей безопасности, превращается в самое опасное место – ад? Вырастет ли там здоровый человек?

Ответ на вопрос “Откуда в виртуальной среде столько агрессивных людей?” не за горами. То, чего мы не желаем замечать, принимая за “общепринятые ценности” -  это истина, которая просачивается в сеть из преступного логова.

Продолжение следует…

Айсель Ализаде